Концепции

Иллюстрация и дизайн книги Германа Гессе "Степной волк"

Второго июля 2022 года был юбилей лауреата Нобелевской премии, немецкого писателя и художника Германа Гессе. На сегодняшний день у его книги «Степной волк» не разработано иллюстрированного издания. И актуально было создать такой проект именно к юбилею писателя, как дань уважения его труду.

Так же стоит заметить, что иллюстрирование взрослой художественной литературы в принципе не очень популярно в последнее время. Несмотря на то, что это дает новые возможности в выражении и раскрытие смыслов произведения.

В проект входит:
- дизайн книги
- верстка книги
- серия сюжетных иллюстраций
- рекламные плакаты
- подарочные плакаты и открытки
- анимированное видео

В разработанном проекте книги было использовано три шрифта:
• Newton – для текста книги;
• Futura PT – для внутренней части обложки;
• Futura PT Light – для обложки.

Для оформления были выбраны три основных цвета. Это темно-синий, темно-фиолетовый и бардовый.

Вся книга по факту является некой матрешкой, первый блок – это предисловие рассказчика, который объясняет читателю, что эта книга записки главного героя, внутри записок мы встречаем еще одну книгу – это «трактат о Степном волке». Тем самым сюжет все сильнее запутывает читателя и погружает все глубже в настроение произведения.

Получается, что иллюстрации и дизайн в целом должны «подыграть» этой манере письма. Именно поэтому они выглядят так, как будто в руки к читателю попали эти «записки Степного волка», с его зарисовками. Там почти нет конкретных сцен сюжета, но есть изображения, погружающие в мысли героя, помогающие лучше понять, что происходит в его голове, такие же не конкретизированные, набросочные, сумбурные и эфемерные.

То, что происходит в действительности изображено черным и белым, потому что главный герой живет в дуальности, где есть хорошее и плохое, добро и зло, социально приемлемое и отвратительное. Получается, он сам делит свою жизнь на черное и белое. А размышления, сны, видения – цветные. Это бессознательное, выходящее за рамки его контроля. Так как реальная жизнь видится герою поблекшей, неинтересной, а в мыслях он проводит большую часть своего времени.

Для создания иллюстраций, в качестве референсов были использованы фотографии и иллюстрации двадцатых годов, для прототипирования внешности, одежды и интерьеров. Также в конце книги присутствуют иллюстрации плакатов, которые были вдохновлены плакатами того времени.

Если выражаться более тезисно, то иллюстрация базируется на следующих принципах:
• набросочное изображение, с имитацией ручной техники;
• сцены реальной жизни героя черно-белые;
• мысли, сны и фантазии героя цветные.

Что касается дизайна и верстки книги. Стоит учесть, что это художественная литература, с насыщенным сюжетом, а это значит, что верстка должна, в первую очередь, быть удобочитаемой. Поэтому было выбрано, в оформлении текста придерживаться стандартной верстки и сделать акцент на заголовках и обложке издания, что не повлияет на качество восприятия основного текста. Единственное что было внесено это более широкие интервалы между абзацами, так как книга не разделена на главы, необходимо было добавить воздуха и разделить текст на более явные блоки.

При создании обложки хотелось использовать прием схожий с созданием афиш для фильмов. А именно, когда афиша становится неким спойлером произведения, но который не понять без контекста. В таком случае иллюстрации приобретают символический характер и начинают диалог с читателем уже с обложки.

Рекламная концепция построена на использовании элементов обложки книги, для формирования узнаваемости и лояльности у потребителя. Также стоит заметить, что это плакаты-тизеры, то есть на них почти нет текстовой информации, а основная их цель – это вызвать интерес и любопытство у аудитории, за счет визуального образ.

Полина Жаркова